«Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского»
27.10.23-15.02.24 | Куратор: Петр Ершов
В начале октября 10 молодых фотографов по итогам открытого конкурса были выбраны для участия в воркшопе «Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского», организованном издательским домом «Балтикум» и Библиотекой и арт-резиденцией ШКАФ. Конкурсантам необходимо было отправить творческое портфолио и фотографии здания, построенного не ранее 1973 года и находящегося в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, которое при этом можно назвать архитектурным шедевром. Под руководством тьюторов – профессиональных фотографов Ольги Алексеенко и Ксении Никольской – участники изучали методологию фотоисследования и тонкости создания профессиональных архитектурных снимков.

Важная часть воркшопа была связана с осмыслением архитектуры Красногвардейского района. Теоретический блок включал в себя лекцию историка архитектуры Петра Ершова о памятниках советского модернизма в Красногвардейском районе и экскурсию краеведа Алены Болдыревой.

Участники самостоятельно выбрали варианты архитектурных шедевров, затем экспертный совет утвердил итоговый список объектов для съемки и распределил их между фотографами. Далее им предстояло более тщательно изучить шедевры, а также письменно порассуждать о том, почему выбранное здание важно для района и города и как оно связано с петербургской идентичностью. Экскурсия в галерее Beriozka по выставке «Архитектурный [не]парадный», проведенная куратором блока архитектурной фотографии Владимиром Фроловым, помогла участникам понять логику выстраивания композиции кадров и разницу между репортажной фотографией и фотовысказыванием.

Лучшие снимки по итогам воркшопа вошли в экспозицию. Ее цель – привлечь внимание общества к объектам, которые несут в себе архитектурную ценность и играют важную роль в формировании облика Красногвардейского района и Петербурга в целом. Выбранные фотографии показывают совершенно разную архитектуру: от классического памятника советского модернизма – гостиницы «Охтинская» – до таких современных построек, как жилой комплекс Alter.

Работы, представленные на выставке, не похожи друг на друга по характеру, как и сами архитектурные шедевры. Отличаются и принципы компоновки снимков каждого объекта в мини-серии. Кому-то из участников важно было показать здание в среде и подчеркнуть фактуру деталей, кому-то – сделать акцент на их интерьере и ритме. Несмотря на все различия, произведения объединяет осознанный подход к фотосъемке: ни один кадр не был сделан случайно, а появился в результате большой аналитической и исследовательской работы, проделанной каждым автором под руководством профессионалов.
ДОМ-СТАКАН, МНОГОГРАННЫЙ ДОМ Екатерина Подлеснов
ДОМ-СТАКАН, МНОГОГРАННЫЙ ДОМ Екатерина Подлеснов
Жилое здание на проспекте Энергетиков, 24. А. Н. Корнилова, Л. В. Трусов. 1978
ДОМ-СТАКАН, МНОГОГРАННЫЙ ДОМ Екатерина Подлеснов
ДОМ-СТАКАН, МНОГОГРАННЫЙ ДОМ Екатерина Подлеснов
Жилое здание на проспекте Энергетиков, 24. А. Н. Корнилова, Л. В. Трусов. 1978
ЦКБ МАШИНОСТРОЕНИЯ Богдан Лобанов
ЦКБ МАШИНОСТРОЕНИЯ Богдан Лобанов
ЦКБ машиностроения. Б. И. Козырев, А. И. Козулин, Ю. В. Комаров. 1970–1972
СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК НА НЕВЕ / Алла Никитенко
СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК НА НЕВЕ / Алла Никитенко
«Санкт Петербург Плаза». Е. Л. Герасимов, С. Э. Чобан. 2008–2011
ГОСТИНИЦА «ОХТИНСКАЯ» / Алексей Рыков
ГОСТИНИЦА «ОХТИНСКАЯ» / Алексей Рыков
Гостиница «Охтинская». А. В. Васильев, А. И. Козулин, В. Н. Ловкачёв. 1986–1991
ДВИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ Софья Ступченко
ДВИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ Софья Ступченко
Ладожский вокзал. «Студия 44». 2001–2003
ГОСТИНИЦА «ОХТИНСКАЯ» / Алексей Рыков
ГОСТИНИЦА «ОХТИНСКАЯ» / Алексей Рыков
Гостиница «Охтинская». А. В. Васильев, А. И. Козулин, В. Н. Ловкачёв. 1986–1991
ДВИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ Софья Ступченко
ДВИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ Софья Ступченко
Ладожский вокзал. «Студия 44». 2001–2003
ЦКБ МАШИНОСТРОЕНИЯ Богдан Лобанов
ЦКБ МАШИНОСТРОЕНИЯ Богдан Лобанов
ЦКБ машиностроения. Б. И. Козырев, А. И. Козулин, Ю. В. Комаров. 1970–1972
манифест
« Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского »

Архитектура Красногвардейского района последних 50 лет, равно как и архитектура других периферийных районов Петербурга, все еще представляет собой terra incognita для исследователей. Вместе с тем интерес к периоду 1970–1980-х годов, а также к первым постсоветским десятилетиям, сейчас достаточно велик, что выражается в возросшем количестве посвященных им публикаций, конференций, лекций и т. п. Причиной рождения проекта «Архикадр-I» тоже стало стремление осмыслить наследие недавнего прошлого и выделить объекты, которые по тем или иным признакам оказались доминантами района, привлекают внимание горожан и специалистов. Возможно ли применить понятие «шедевр» к этим зданиям? Однозначного ответа сегодня мы дать не можем. Но когда-то и памятники конструктивизма для большинства жителей Петербурга казались «бараками», выстроенными из некачественных материалов.

Выставка фотографий 10 шедевров явилась размышлением авторов на тему архитектурного наследия, его непростой судьбы в XX – начале XXI века. Конечно, выборка объектов для показа, как и в любом подобном случае, во многом субъективна. Перед нами попытка разобраться в непростом материале, попытка понять, существуют ли критерии, по которым то или иное здание может называться шедевром.

Здания 1970–1980-х годов, представленные на фото, показывают стилистическую неоднородность, которая постепенно разрасталась внутри позднесоветской архитектуры. Так, комплекс крематория (1973–1975; архитекторы: Д. С. Гольдгор и Н. М. Захарьина), с его удачно найденной авторами свободной асимметричной композицией объемов вокруг зеленого дворика, отсылает нас к скандинавской архитектурной традиции первой половины XX века (Лесное кладбище в Стокгольме, спроектированное Г. Асплундом). Напротив, стеклянный «телевизор» ЦКБ машиностроения (1970–1972; архитекторы: Б. И. Козырев, А. И. Козулин и Ю. В. Комаров) как будто предвосхищает ироничность постмодернистских творений 1980‑х годов. В образе и структуре жилого здания на улице Маршала Тухачевского, 31 (1982–1983; архитекторы: О. Б. Фронтинский, С. В. Гайкович и В. Б. Верюжская), безошибочно угадывается Марсельская жилая единица Ле Корбюзье. Напротив, цилиндрическая композиция «дома-стакана» навеяна шедевром отечественным – домом-мастерской архитектора К. С. Мельникова. Пластина гостиницы «Охтинская», завершившая ансамбль жилых зданий на Свердловской набережной, – удивительный пример анахронизма: будучи и по сути, и по духу порождением 1960-х, она была закончена только в 1991 году. В промышленных постройках – заводе «Полюстрово» и заводе железобетонных изделий на Индустриальном проспекте – угадываются черты, характерные для советской промышленной эстетики: сочетание распластанного горизонтального объема и вертикали трубы.

Постмодернизм, захвативший российскую архитектуру в 1990-х годах, не миновал и Красногвардейского района. При этом здесь был реализован один из первых крупных проектов постсоветского периода в Санкт-Петербурге – Ладожский вокзал (2001–2003; архитектор: Н. И. Явейн). В его облике читается двойственность: фасад, вдохновленный нереализованным проектом реконструкции Московского вокзала (И. А. Фомин, 1910-е), скрывает сложносочиненную, многоуровневую начинку из лестниц, эскалаторов и пандусов. В то же время вполне хайтековский деловой комплекс «Санкт‑Петербург Плаза» (2008–2011; архитекторы: Е. Л. Герасимов и С. Э. Чобан), чей образ навеян идеей Сити крупного европейского города, демонстрирует резкий контраст с окружающей его невысокой старой застройкой. Тренды петербургской архитектуры последних лет демонстрирует ЖК Alter (возводится с 2020; архитектор: С. В. Липгарт). С одной стороны, его кирпичные фасады перекликаются с находящимися поблизости историческими корпусами завода «Знамя труда», с другой – являются вариацией на тему нью-йоркских небоскребов времен ар‑деко.

И все же не стоит удивляться слову «шедевр», вынесенному в название выставки. Хочется верить, что фотографии, сделанные участниками воркшопа, внесут вклад в сложный процесс признания этих, а также многих других, зданий позднесоветского и постсоветского периода полноправной частью архитектурного наследия Петербурга.

Петр Ершов

ЗАВОД ЖБИ-6 / Елизавета Черкасова
ЗАВОД ЖБИ-6 / Елизавета Черкасова
Завод ЖБИ-6. Автор не известен. 1983
ПРОДУКТ ПРИРОДЫ Александра Сумарокова
ПРОДУКТ ПРИРОДЫ Александра Сумарокова
Завод минеральных вод «Полюстрово». Б. А. Миронков, А. П. Морозов. 1978–1979
ЗАВОД ЖБИ-6 / Елизавета Черкасова
ЗАВОД ЖБИ-6 / Елизавета Черкасова
Завод ЖБИ-6. Автор не известен. 1983
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ВЫБОРЖЕЦ» Владислав Лобко
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ВЫБОРЖЕЦ» Владислав Лобко
Жилое здание на улице Маршала Тухачевского, 31. О. Б. Фронтинский, С. В. Гайкович, В. Б. Верюжская. 1982–1983
ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС ALTER Елизавета Назарова
ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС ALTER Елизавета Назарова
Жилой комплекс Alter. С. В. Липгарт. 2020–2022
ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС ALTER Елизавета Назарова
ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС ALTER Елизавета Назарова
Жилой комплекс Alter. С. В. Липгарт. 2020–2022
СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК НА НЕВЕ / Алла Никитенко
СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК НА НЕВЕ / Алла Никитенко
«Санкт Петербург Плаза». Е. Л. Герасимов, С. Э. Чобан. 2008–2011
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ВЫБОРЖЕЦ» Владислав Лобко
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ВЫБОРЖЕЦ» Владислав Лобко
Жилое здание на улице Маршала Тухачевского, 31. О. Б. Фронтинский, С. В. Гайкович, В. Б. Верюжская. 1982–1983
НАМ ВРЕМЯ ЛИШЬ ДАНО Дарья Бывших
НАМ ВРЕМЯ ЛИШЬ ДАНО Дарья Бывших
Крематорий. Д. С. Гольдгор, Н. М. Захарьина. 1973–1975
ПРОДУКТ ПРИРОДЫ Александра Сумарокова
ПРОДУКТ ПРИРОДЫ Александра Сумарокова
Завод минеральных вод «Полюстрово». Б. А. Миронков, А. П. Морозов. 1978–1979
НАМ ВРЕМЯ ЛИШЬ ДАНО Дарья Бывших
НАМ ВРЕМЯ ЛИШЬ ДАНО Дарья Бывших
Крематорий. Д. С. Гольдгор, Н. М. Захарьина. 1973–1975
Кураторская группа воркшопа:

Ольга Алексеенко, архитектурный фотограф, преподаватель школы МАРШ (Москва)

Ксения Никольская, фотограф, преподаватель Немецкого университета в Каире (Санкт-Петербург/Каир)

Петр Ершов, историк архитектуры

Владимир Фролов, архитектурный критик, куратор галереи «Точка»




Эксперты:

Андрей Ларионов, историк архитектуры

Алина Заляева, аспирант Российского института истории искусств, архитектуровед

Алена Болдырева, краевед, специалист по истории Красногвардейского района

Святослав Гайкович, архитектор, руководитель «Студии 17»

Алиса Гиль, фотограф и дизайнер галереи «Точка»

Ксения Малич, историк архитектуры, преподаватель отделения дизайна и современного искусства Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Марина Швец, директор ЦБС Красногвардейского района




Участники:

Дарья Бывших, архитектор, гид и лектор «Петербург глазами инженера»

Богдан Лобанов, студент 2-го курса архитектурного факультета СПбГАСУ

Владислав Лобко, студент 4-го курса факультета дизайна архитектурной среды СПбГАСУ

Елизавета Назарова, инженер 3-ей категории и аспирантка в НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей»

Алла Никитенко, преподаватель кафедры фотографии и НХК, СПбГИКиТ

Екатерина Подлеснов, междисциплинарная художница

Алексей Рыков, фотограф, выпускник школы современной фотографии «Докдокдок»

Александра Сумарокова, студентка 2-го курса факультета искусств СПБГИК

Софья Ступченко, студентка 1-го курса факультета медиатехнологий СПБГИКиТ

Елизавета Черкасова, студентка 2-го курса факультета искусств СПБГИК



С 31 октября по 2 ноября выставка «Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского» демонстрировалась в качестве спецпроекта фестиваля «Зодчество» в Москве.
Подробности – на сайте zodchestvo.com.




Карта
архитектурных объектов
"Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского"
Теоретический блок